Да не дрогнет рука дающего. Метаморфозы: Да не оскудеет рука дающего

Журналисты часто используют крылатые фразы для создания заголовков и ярких фраз. Чаще всего, пожалуй, идут в дело библеизмы. Чего стоит одно только «не хлебом единым»: на месте хлеба тут не побывало разве что дефлопе с крутонами. Впрочем, иногда авторы текстов изменяют выражения до неузнаваемости. «Правмир» решил составить свой список библеизмов, которые чаще всего появляются в прессе, и выяснить, какие метаморфозы с ними происходят.

Сегодня мы расскажем о фразе «Да не оскудеет рука дающего».

СПРАВКА

Рука дающего не оскудевает — пословица, указывающая на то, что человек щедрый всегда найдет возможность помогать другим, добро его возвращается к нему как благосклонность судьбы, удача в делах. (Словарь-справочник «Библейское слово в нашей речи», Николаюк Н.Г.)

Любопытно, что самого выражения «рука дающего не оскудевает» или «да не оскудеет рука дающего» вы в библейских текстах не найдете. Это, по сути, просто формулировка идеи милосердия, за которое воздает Господь. Отсылки к »руке дающего» можно найти, например, в предписаниях Закона Моисеева: «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, не ожесточи сердца твоего и не сожми руки руки твой перед нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде…» Если же говорить о Новом Завете, то можно вспомнить послание апостола Павла к коринфянам: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет»

В прессе крылатая фраза «Да не оскудеет рука дающего» почему-то, как правило, меняется так, что превращается в совершенно нелогичную. Лидер по числу упоминаний в СМИ — вариант «Да не оскудеет рука берущего». Речь, естественно, о коррупции. Дело тут в том, что меняется направление — с ОТ кого-то на К кому-то. И сразу возникает много вопросов: как рука может оскудеть, если она и так берет? И что значит «да не оскудеет» — что надо брать еще больше? Но «не оскудеть» и «разбогатеть» — это вовсе не синонимы. И тем не менее «рука берущего» возникает в прессе с завидной регулярностью.

Впрочем, не только этот вариант видоизмененной крылатой фразы передает смысл присвоения, прибавления, а не отдачи. Еще один пример: «Да не оскудеет рука крадущего к копирайтом». Тут тоже не совсем понятно: если крадет с копирайтом, то значит, уже и не совсем крадет.

А иногда рука и вовсе меняется на ногу, как в заголовке к какой-то спортивной новости «Да не оскудеет нога бегущего». Нога по определению не может оскудеть — она ничем не владеет, ничего не берет и не отдает. Разве что оскудеть силами.

Встречаются и, напротив, очень логичные варианты. В «Известиях» я как-то видела статью под заголовком «Да не оскудеет меню жующего». Тут, по крайней мере, все понятно: надо, чтобы меню было богатым и разнообразным.

Или еще: «Да не оскудеет рука налогоплательщика».

Сам же глагол «оскудеть» меняют не так часто. «Да не отсохнет язык поющего»,- такой заголовок темы я увидела на каком-то форуме.

Интересно, что почти все трансформации этой крылатой фразы в прессе так или иначе связаны со сферой не духовного, а материального, практического. И идея щедрости, заложенная в исходном варианте, меняется на противоположную — накопительства, стяжательства, преумножения богатства. Или примитивного насыщения, как в случае с «меню» и «жующим».

Случай этот произошел в советские времена. В одной семье заболел ее глава, а точнее сказать муж для жены и отец для детей. Заболевание подкралось незаметно. Сначала кашель. Надо сказать, что работал заболевший в шахте и потому кашель не считался чем-то необычным. За шахтерами в советское время следили хорошо. Регулярно делали флюорографию, отслеживали, чтобы не было заболевания туберкулеза. Так вот сначала начался кашель. Но этому не придали сильного значения, кто из шахтеров не кашляет. Усиленное питание и кашель проходил. Но затем начались регулярные воспаления легких. И чем дальше, тем чаще и чаще. Наконец, страшный диагноз ‘рак’ легких. Направление в онкоинститут и назначение операции. Небольшое отступление. Семья была атеистической и соответственно приоритетом были материальные ценности. Детям внушалось, что те кто мало зарабатывает, тот лентяй. Тот, кто попрошайничает на улицах – это опустившиеся люди. Помогать им не следует, надо чтобы они работали и зарабатывали себе на хлеб сами. Нельзя сказать, что это были ‘черствые’ люди. Они уважали своих родителей и близких, помогали им и деньгами, и не только. Приучили детей к труду и уважению старших. Но и воспитывали свое превосходство над другими людьми. Старший сын – студент, узнав, что отец лежит в больнице, но, не зная диагноза, решил съездить проведать его. А почему съездить, потому что идти далеко. Города, где учился сын и где лежал в больнице отец, находились в восьмидесяти километрах друг от друга. Что мог взять с собой сын-студент для отца в больницу, живший в общежитии? Практически ничего. Домашней еды не было у него, потому что питался в столовой. Решил взять денег немного, чтобы что-нибудь купить в магазине, и отправился в путь. Где находится больница, сын знал примерно. Приехал на автовокзал и стал спрашивать у прохожих о том, где находится больница. Но прохожие только пожимали плечами. И вдруг видит, что к нему подходит человек, как сейчас сказали бы бомжеватого вида. Первой мыслью у сына, которая промелькнула в голове, была: ‘Сейчас будет деньги просить, не дам’. Но человек подошел и говорит: – Я знаю, где находится больница. Это онкоинститут. Могу показать. ‘Не может быть. Причем здесь онкоинститут? У отца воспаление легких’ -, промелькнуло в голове у сына, не поверившего словам. Он отошел и стал спрашивать у других людей. Но никто не знал о существовании областной больнице в этом районе. ‘Делать нечего придется воспользоваться услугами этого опустившегося человека. Но денег за его услугу давать не буду’, – подумал сын А бомж, назовем его так, наблюдал за молодым человеком, который искал того, кто бы сказал, где находится больница и стоял неподалеку. Когда он заметил, что сын посмотрел на него, то опять предложил помощь: – Больница недалеко находится, пройти надо три квартала. – Ну что же пошли И так пошли два человека, один в недоумении о больнице и своими догадками что с отцом, другой в надежде, что заработает таким образом немного денег. По дороге в больницу бомж рассказывал про свою жизнь, как он когда-то был футболистом, и его узнавали на улицах. А теперь все изменилось. Идти было действительно недалеко и минут через пятнадцать показалась областная онкобольница. Растерянный сын уже подумал, что пора просто поблагодарить и уйти. Но вдруг в голове пронеслось, что надо не просто сказать СПАСИБО, а еще и денег за труды дать. И тут началась внутренняя борьба – Дать денег, а вдруг пропьет и ему будет хуже? Засомневался сын. Но в следующую минуту пронеслась мысль: – Но не мне судить, куда пойдут эти деньги. А затем в голове прокрутились кадры из кинофильмов, где подают милостыню. – Дам денег. Человек помог мне – решил он. В руке запотел металлический рубль, но, потом подумав, сын достал из кармана еще рубль, а затем три рубля и отдал своему помощнику. – Купи что-нибудь себе. – Хочешь, я куплю что-нибудь и твоему отцу, буду за ним ухаживать – Нет не надо – Не переживай, все будет хорошо, – Сказал провожатый и со словами благодарности ушел. Вспоминал ли провожатый и куда он направил деньги – это осталось неизвестным. Но с отцом сына все наладилось. В день операции врачи пришли к выводу, что онкологии нет, и операцию отменили. Отправили на лечение амбулаторно. Через два года была сделана операция, но это был силикоз – профессиональное заболевание шахтеров. Прошло уже более тридцати лет, но отец жив и ведет активный образ жизни. Собирает историю о городе, где он прожил большую часть жизни. Сын окончил институт, женился. У него дружная семья. С тех пор он регулярно подает милостыню, вспоминая тот случай.

Коррупция, хищение в особо и не особо крупных размерах, воровство в госструктурах и на различных уровнях власти - эти темы сейчас не обсуждает только ленивый. Средства массовой информации вещают об этом почти круглосуточно, большие кремлевские начальники говорят, что коррупции объявлена смертельная война. Однако у любого здравомыслящего человека возникает вопрос - кто эту войну будет вести, если обе армии по одну сторону фронта? Народ негодует, тем не мене с готовностью и без особых угрызений совести откупается от вузовских преподавателей, чиновников, гаишников. И получается такой замкнутый круг: одни с удовольствием берут, пользуясь своим положением, а другие дают, когда им это выгодно. Так и живем, по временам пеняя на зеркало. Однако не об этом мне хотелось бы поговорить. Я хочу рассказать одну историю, которая лично меня потрясла до глубины души. Рассказ этот о том, что лихоимство, как и любой грех, делает с человеком и как сурово за него порой приходится платить.

Был у меня в школе друг. Назовем его Димой. На уроки он приходил всегда с выполненным домашним заданием, в аккуратно повязанном пионерском галстуке и с безупречным пробором в прическе. Был Дима этаким домашним мальчиком, упитанным, добрым и общительным. Жил он в частном доме неподалеку от того места, где сейчас расположен Свято-Алексиевский женский монастырь. Зимой мы ходили туда кататься на санках, а после всей гурьбой шли к Диме есть мармелад с молоком. Это было его фирменное угощение. Мама Димы доставала где-то невероятно вкусный мармелад, а поедать его запивая молоком придумал он сам. В любой день, когда у тебя случалась неприятность или вдруг становилось скучно, можно было придти к Диме на мармелад с молоком.
Если зимой начинались сильные морозы и занятия в школе отменялись, мы частенько брали коньки и шли на каток. Лед от мороза был особой плотности, коньки в него почти не врезались, но мы мужественно катались до посинения, а потом шли к Диме греться, потому что у нас в квартирах было холодно, а у него в частном доме стоял собственный котел. Он был всегда рад гостям.
Папа у него работал в милиции.
Прошли годы. Мы закончили школу и поступили в вузы - кто куда. Дима пошел по стопам отца - поступил в школу милиции. Учась на первом курсе, мы случайно встретились с ним, он был какой-то неопрятный, в мятой форме. Жаловался на то, что едва не завалил сессию. Отец своими связями в органах помог сдать экзамены. Я не верил своим глазам и ушам. Дима, который всегда выполнял домашнее задание, был одним из лучших учеников в классе, едва не завалил сессию! Вот уж, действительно, дурные сообщества развращают добрые нравы. Но это было только начало.
Мы периодически встречались. Я с сожалением видел, как этот домашний интеллигентный мальчик превращается… как бы это сказать помягче и поточнее… в милиционера.
На последнем курсе мы в очередной раз встретились. Дима сказал, что будет работать в ГИБДД. Везде и со всеми уже договорились. Хотя я тогда и не думал покупать машину, но чтобы как-то поддержать разговор пошутил, что хорошо иметь такого друга, как он, в случае чего, можно рассчитывать на его помощь.
- Это смотря кем ты будешь, - всерьез ответил Дима, тем самым давая понять, что кому попало он помогать не собирается. Мне стало грустно и обидно. С моим биологическим образованием я понимал, что никогда не стану большим и важным человеком, и рассчитывать на помощь бывшего одноклассника не следует.
После института я пошел работать в фирму к отцу, занимался мелким строительным бизнесом. Видел Диму еще пару раз, когда покупал машину и оформлял номера. Он был высокомерен, суров и немногословен. Во вторую нашу встречу мы все-таки разговорились.
- Я в аспирантуру буду поступать, - сказал я между прочим.
- Зачем? - не понял Дима.
- Не хочу на стройке работать, не мое, - ответил я.
- Деньги платят?
- Платят.
- А что тебе еще надо?
- Наукой хочу заниматься, преподавать.
Дима посмотрел на меня как на идиота. На том и расстались.
Я рассказал об этом разговоре одному своему приятелю.
- А чему ты удивляешься? - сказал он. - Для них деньги - главное. Знаешь, сколько какой-нибудь старший лейтенант ГИБДД домой приносит? Десять-пятнадцать тысяч. Каждый день.

Совсем недавно, будучи уже священником, я шел по городу и встретил другого своего одноклассника. Мы кратко пообщались. Максим, так его зовут, позвонил вечером, сказал, что хочет увидеться. Последний раз мы с ним встречались год или полтора тому назад, когда Максим работал председателем земельного комитета Саратова. С тех пор он сильно изменился, постарел, но в общении стал проще. Поговорили о делах и проблемах. Максим жаловался на здоровье - пошаливала поджелудочная.
- Помнишь, ты раньше говорил, что вообще не болеешь? - сказал я. - Вот теперь пришла пора. Ничего не поделаешь - человеку свойственно болеть.
- В земельном комитете заболеешь, - кивнул он. - Одни нервы. Работенка не для рахитов.
Поздно вечером Максим вез меня домой. По дороге мы вспоминали школьных приятелей - кто кем стал, кто где работает.
- Ты знаешь, с Димкой Владимировым какая беда приключилась? - спросил Максим. - У него правая рука отказала.
- Как? - не понял я.
- Ну, как! Поехал он однажды с сослуживцами на шашлыки. Там они, конечно, прилично приняли. Димка в машину на пассажирское сидение сел, руку правую в открытое окно высунул, положил на нее голову и уснул. Проснулся через несколько часов - рука затекла и не шевелится. Знаешь, как во сне затекает? Только трезвый человек вовремя просыпается, а пьяный - нет. Он утром к врачам. Те говорят, мол, извините, помочь вам ничем не можем. В общем, он, когда спал, артерию пережал себе, кровь перестала поступать, и нервы отмерли. Это по-медицински даже как-то называется. Хорошо еще, что гангрена не началась. Короче, теперь он инвалид. Из милиции его, скорее всего, комиссуют.
- Может, писарем хотя бы оставят, - предположил я.
- Вряд ли. Там везде здоровые нужны, - ответил Максим.
Мы приехали. Попрощавшись, я захлопнул за собой дверь и, ошеломленный, побрел в подъезд. В голове назойливо крутилась мысль: «Рука берущего оскудеет, рука берущего оскудеет, рука берущего…».
Дима был, наверное, не хуже и не лучше своих сослуживцев, но почему-то именно через него Господь преподал такой страшный урок.

Я часто проезжаю или прохожу мимо того частного дома, где жил мировой парень Дима Владимиров. Вспоминаю вкус самого любимого нашего лакомства - мармелада с молоком. Вспоминаю пышущий жаром котел, самодельные санки. А перед глазами у меня непроизвольно встает образ тридцатидвухлетнего семейного мужика с правой рукой на перевязи, ставшего вдруг инвалидом.

Часть 1.
Не оскудеет рука дающего...

Как-то, после двухлетнего молчания, мне позвонил друг Вадик и попросил до завтра пресловутую штуку баксов, необходимую просто позарез. Вадик, без преувеличения, - прекрасный, талантливый и высокоинтеллектуальный человек, в свое время он мне много помогал. Мы поговорили за жизнь, но денег я ему не дал, несмотря на то, что они у меня были. Вы меня осуждаете?

Дело тут вовсе не в жадности. Да, мне было стыдно отказать другу, но, хорошо зная его, я понимал, что с тысячей долларов можно будет попрощаться навсегда или, по крайней мере, очень-очень надолго - пока Вадик не получит миллионное наследство внезапно обнаружившегося и сразу скончавшегося австралийского дедушки. Недешевый подарок, особенно, если учитывать, что его день рождения миновал полгода назад. Валере, другому моему другу (который в долг у меня никогда не брал), я легко дал бы взаймы и большую сумму, и не только для "позарезного" дела, но, например, на покупку золотых часов Longines. Просто я уверен в том, что он отдаст мне деньги день в день (или даже раньше, если я попрошу) и мне никогда не придется гоняться за ним с томагавком.

К сожалению, даже самый замечательный парень, с которым готов штурмовать Эверест и в разведку идти, может оказаться профессиональным "невозвращенцем". Для того чтобы не обжечься, существует универсальное правило: прежде чем дать взаймы приятелю, - узнай его именно с этой стороны.

"Долгами жил его отец... И разорился, наконец". Судьба отца Онегина ждет всех заправских должников, но это не мешает им облапошивать за свою "карьеру" не один десяток великодушных простаков.

Возможно, новый приятель, только что оказавший тебе неоценимую услугу (подумай - а настолько ли она неоценима?), исповедует достаточно распространенную концепцию жизни в долг - что не заработаю, возьму в долг, что не возьму в долг, то украду. Радужные поначалу отношения могут превратиться в затяжное выбивание долгов. Должник поначалу будет просто не замечать твоих первых скромных намеков ("Вась, у меня сейчас с деньгами туго... Как там насчет нашего... ну, помнишь?"), потом, когда ты, наконец, открыто попросишь вернуть долг, будет постоянно переносить дату выплаты, аргументируя это всем чем угодно: от внезапного увольнения с работы до затрат на похороны прабабушки внучатого племянника. Вечная песня - "да, конечно, я помню, хочу отдать, но сейчас просто нету, подожди недельку" - постепенно перерастет в игру в человека-невидимку: твоего должника нигде нельзя будет поймать. Он только что вышел, еще не подъехал, заедет после обеда на пять минут, живет у приятеля, у которого нет телефона, и т.д. и т.п. Его мобильный будет переключаться на голосовую почту или отвечать, что абонент временно недоступен, а домашний телефон (после попискивания определителя номера) терзать слух длинными гудками. Некоторые шифрующиеся личности общаются с миром исключительно при помощи автоответчика, а при случайной встрече в буквальном смысле делают ноги, на ходу выкрикивая нечто вроде: "Оставил включенным утюг и воду! Бегу! Пожар, наводнение! Я тебе позвоню!"

Отдельная история - алкоголики и наркоманы. Финансовых отношений с таким человеком надо избегать, даже если это великая, но заблудшая и падшая душа. Для таких окружающий мир (и ты в том числе) является лишь средством утоления своей мании, а для этого все средства хороши. Для того чтобы не попасть, достаточно просто не спешить, руководствоваться соображениями здравого смысла и взять на вооружение эти советы.

Проверь человека.

  • Метод первый. Он просит у тебя приличную сумму денег. Ты говоришь, что тебе надо подумать, а сам в разговоре с людьми, которые его знают, невзначай упоминаешь о его просьбе. Если он успел отличиться на долговом фронте, тебя "по секрету" предупредят.
  • Метод второй (когда узнать не у кого). Ты говоришь, что таких денег у тебя нет, но ты можешь дать, предположим, сто рублей. Он либо отказывается (скорее всего, если ему нужна конкретная сумма для конкретной цели, а не просто на жизнь), либо берет. Ты следишь за судьбой своего пробного шара и делаешь выводы.

Если ты все же решил дать в долг человеку, которому не вполне доверяешь, попроси у него расписку о получении денег (речь идет о средних и больших суммах). Если он вдруг заболеет амнезией, расписка будет являться фактическим доказательством (годным даже в суде) того, что вы с ним, по крайней мере, знакомы.
Еще лучше - дай в долг под залог. Залог по стоимости должен превышать сумму долга - тогда у должника не возникнет искушения превратить недвижимость (старый музыкальный центр) в движимость (деньги).
Если должник не может выплатить всю сумму в установленный срок, лучше не переносить всю выплату, а разбить ее на части. При неблагоприятном развитии событий ты вернешь хотя бы часть денег.
Веди учет всех денег, которые ты дал в долг. В большом коллективе практически каждый день кто-нибудь стреляет у тебя на сигареты, обед или бензин. Мелкие суммы в силу своей незначительности имеют одно очень гадкое свойство - безвозвратно испаряться из памяти, причем как у берущего, так и у дающего. Поэтому за год ты можешь раздать стоимость телевизора и стиральной машины в придачу.
Некоторые долги надо уметь прощать. Иногда возникают специфические отношения, при которых просить обратно деньги просто неприлично. Например, должник бесплатно оказал тебе весьма ценные услуги, которые иначе обошлись бы гораздо дороже суммы долга. Или, например, ты расстаешься с девушкой, которая в свое время брала у тебя (с возвратом) на новую шубу. В таком случае забывчивость - не признак рассеянного склероза, а проявление благородства.
Как определить что такое крупная сумма? Ею можно считать половину твоего годового дохода. Именно за такую сумму специалисты по планированию личного бюджета советуют приобретать автомобиль.

Часть 2.
С протянутой рукой

Итак, ты щедро раздавал деньги в долг многочисленным приятелям и радовался их благодарности. Однако все течет, все изменяется. Некогда полноводная река твоих финансов превратилась в жалкий ручеек, теряющийся в проблемах и затратах, а на горизонте, как грозовая туча, возникает необходимость в большой сумме. Тебе нужны деньги, и ты не знаешь, где их взять. Брать придется у того, кто сможет и захочет дать. Однако брать надо тоже умеючи, иначе можно невольно превратиться в героя первой части нашей статьи. Поэтому следи за собой, будь осторожен...

Если ты не собираешься влиться в когорту "невозвращенцев", главное в долге - не умение его взять, а способность отдать. Перед тем как занять энную сумму, реально оцени свои возможности. Из каких источников ты будешь эти деньги возвращать? Если хотя бы один из них сомнителен (войдя в положение, даст злой, но богатый троюродный дядя жены), вся твоя схема возвращения долга построена на авосе и вполне может рухнуть.
Даже если ты уверен в том, что к оговоренному сроку деньги ты собрать сумеешь, всегда надо иметь подстраховочный вариант на случай, если кредитор, попавший в форс-мажорные обстоятельства, потребует досрочной выплаты. Подстраховочный вариант - это человек, который, в принципе, если ну очень нужно, сможет на время перезанять тебе сумму долга или хотя бы большую ее часть.
Имей обоснование. Человек, дающий в долг, должен чувствовать себя благодетелем. Поэтому объясни ему всю безвыходность своего положения и всю безмерность твоей благодарности в случае его помощи.
Не носи все яйца в одной корзине. Если тебе нужна большая сумма, не бери ее целиком у одного человека, а разбей на несколько меньших долгов - так будет проще отдавать. То же касается срока возврата денег - составь график перезаемов. . . . . .
По возможности лучше занимать у близких родственников, даже если отношения у вас не идеальные. Проблемы, обсуждаемые в семейном кругу, решаются более эмоционально, но с менее тяжкими последствиями для организма.
Если деньги нужны действительно позарез, а уверенности в том, что ты сможешь их вернуть, нет - не подставляй людей. Отнеси ненужные вещи в ближайший ломбард, продай любимую машину или гараж. Вещи - дело наживное, а репутацию и уважение окружающих можно потерять в один миг и навсегда.
Возвращать долг надо той же валютой, что и брал, если не оговорено заранее. Если сумма крупная, то желательно купюрами того же достоинства (не меньше) - это правило хорошего тона.

Древняя мудрость учит нас никогда никому не давать в долг и никогда не брать в долг самому. Не верь мудрецам. Они тоже частенько ошибаются. Исаев Роман

Нищие на улицах давно уже стали частью городского интерьера. Мы встречаем просящих подаяния возле храмов, в подземных переходах, у магазинов, в электричках… Это и женщины с детьми или табличками в руках, и мужчины на колясках либо костылях, дети, бомжи, старушки… У нас, горожан, погрязших в кредитах и житейских делах, измученных гонкой за большими деньгами, лишённых сердечной молитвы, их вид вызывает бурю разных эмоций: от жалости и сострадания до брезгливости и негодования. Нас раздражают обычные попрошайки, которые нередко бывают наглыми… Мы даём деньги либо проходим мимо, мысленно оправдывая или объясняя выбранное решение. Что же такое милостыня и как её подавать? Всем ли нищим надо давать поровну? А может, кому-то следует отказать? Помочь разобраться в этих вопросах любезно согласился клирик прихода в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Александр Пронин.

Милостыня -- это выражение нашей христианской любви к Богу, людям, ко всему окружающему. Без любви невозможно спасение. Подавая милостыню с любовью и верой в сердце, понуждаешь себя на добрые дела, которые с годами становятся более совершенными и эффективными. Милостыню надо совершать разнообразно: и словом, и делом, и заботой о ближних (помочь инвалиду и немощному по дому, перейти улицу, поднести сумку). Делать это нужно с радостью, с умом и рассуждением. Святитель Иоанн Злотоуст говорил: «Польза от милостыни обоюдная. Сам Господь Бог повелел давать милостыню не для того, чтобы насыщались бедные, но чтобы и подающие получали благодеяние, и даже больше для последних, чем для первых». Святые отцы называют милостыню «царицей добродетелей, весьма скоро возводящей на небо».

-- А сколько нужно подавать, ведь нередко люди стесняются положить пятьдесят или сто рублей?

Человека не должен беспокоить тот факт, что он оказывает маленькую милостыню ближнему своему. Доброе дело, выполненное с искренностью, кротостью и милосердием, даже незначительное по размеру, всегда высоко ценится Богом, так как является доказательством нашего единения с Господом и исполнением Его заповедей.

-- Не раз замечала, как люди отворачиваются, сердятся или ускоряют шаг, когда видят протянутую руку. Почему они себя так ведут?

Потому, что им стыдно. Знаете, каждому человеку, даже самому жадному и бессердечному, становится стыдно, если его умоляют о помощи, а он отказывает. Не помогать, когда просят, всегда стыдно. Предвижу ваш вопрос, что среди тех, кто просит милостыню, встречается немало обманщиков, никогда не бедствовавших, не бывших калеками, за которых себя выдают, и дома у них не сгорели. Они играют на нашей доверчивости, доброте, отзывчивости и попросту вымогают деньги. Но это не означает, что из-за нескольких мошенников никому не следует помогать! Скажите, вы бы для себя что выбрали: стоять с протянутой рукой или подавать милостыню?

-- Конечно, подать милостыню.

Вот видите, а всё потому, что отдавать намного легче, чем просить. Когда человек отдаёт, он чувствует радость, удовлетворение, он не унижается, а возвышается душой.

-- Отец Александр, насколько мне известно, Церковь выделяет две милостыни -- материальную и духовную. Если с первой всё более-менее понятно, то о второй хотелось бы узнать подробнее.

Сейчас она, к сожалению, менее распространена, хотя нередко бывает гораздо ценнее материальной. Очень жаль, что мы сегодня разучились слушать и слышать, тем самым оказывая друг другу духовную милостыню. Молитва -- одно из важнейших проявлений духовной милостыни. Например, обратилась к вам соседка с какой-то бедой или проблемой, но вы знаете, что не можете оказать ей материальную помощь. Тем не менее, вы способны своё сострадание и соучастие выразить через молитву. Богу ведомо, кто в чём нуждается. Поэтому необязательно в молитве называть конкретную просьбу. Нужно просто помолиться за человека, чтобы Господь помиловал его. Милость Божия проявится в том, в чём он сегодня нуждается.

Вовремя поданный совет также является духовной милостыней. Если вы поделитесь своим жизненным опытом или просто внимательно выслушаете человека -- это тоже будет духовной милостыней. Любой из нас, попав в сложную ситуацию, особенно нуждается в ласке и внимании. И если нам говорят ласковое слово от любящего сердца, оно даёт положительный духовный импульс, который вдохновляет и подкрепляет нас, что сопровождается радостью и духовным подъёмом. Так что милостыня может выразиться в добром слове. Даже наша добрая мысль о дурном человеке, сожаление о его падении тоже своего рода милостыня.

-- Многие миряне считают, когда даёшь милостыню, Бог прощает все грехи. Неужели это правда?

Откупиться от грехов с помощью материальных подношений невозможно. Так же, как невозможна сделка с Богом и со своей совестью. Грех можно искупить через покаяние, каждодневные молитвы. Покаяние -- это ведь не только «акт сокрушения», но и преображение собственного ума, изменение собственной жизни, труд над собой, жизнь по заповедям. Если Господь увидит, что человек раскаялся и меняет жизнь, то обязательно простит и примет жертву, принесённую от чистого сердца.

-- Бывают случаи, когда для того, чтобы не дать деньги, требуется больше христианского милосердия, чем для того, чтобы дать. Взять, к примеру, пьяниц, которые просят милостыню явно не на хлеб с маслом. Что вы скажете по этому поводу?

-- Универсального ответа на вопрос «дать» или «не дать» нет. Даже среди святых отцов есть разное отношение к милостыне. Некоторые говорят, что главная добродетель -- рассудительность. Если наша помощь потворствует чужой лени, праздности, лукавству, а тем паче пьянству или иной страсти, то эта помощь добра не принесёт. Филарет Милостивый, например, советовал подавать всем, а как человек распорядиться милостыней, -- это дело его совести. Святой Иоанн Злотоуст считал: давать милостыню нужно всегда, даже если видишь, что это пьяница или вор. «Ты ему дай, -- говорил он, -- и он не пойдёт воровать, удовлетворять свои греховные желания». Правда, это было во времена Византийской империи, когда не существовало социальной поддержки, как у нас сегодня. Также в своих трудах он высказал полезную мысль: «Если вы будете рассуждать, кому давать, а кому не давать, то… придёте к тому, что никому давать не будете».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский описал поучительный случай. Как-то ему было вразумление, что он должен дать первому встречному большую сумму. Однажды Иоанн Кронштадтский спешил в приход на утреннюю службу, а навстречу шёл пьяный морской офицер. Батюшка вспомнил вразумление и дал много денег. Спустя некоторое время абсолютно трезвый офицер явился к Иоанну Кронштадтскому и поблагодарил за то, что он спас его от страшного греха
-- самоубийства. Как выяснилось, офицер то ли проигрался, то ли разорился, а у него были жена и дети. В отчаянии он напился и хотел утопиться. Деньги, которые дал священник, спасли ему жизнь.

Так что, если хочешь помочь человеку -- помоги и, прежде всего, его душе, которая должна возобладать над плотью, над страстями.

-- Отец Александр, что бывает, если не подаёшь милостыню?

Господь с нас за всё спросит. Даже в молитвах сказано: мы будем отвечать не только за то, что сделали плохого, но и за то, что не сделали хорошего, когда была возможность. Святой Симеон Новый Богослов говорил: «Оставив неуместную пытливость, подавайте милостыню всем нуждающимся и делайте это с великой щедростью, чтобы и нам самим удостоиться в день будущего Суда великой милостыни и снисхождения от Бога». По-моему, лучше не скажешь.