Анатомо-физиологические особенности детей. Анатомо-физиологические особенности детей Когда снятся вещие сны


Антропометрические показатели, их связь между собой и с физиометрическими показателями.
Возраст 5-7 лет называют часто «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7-10 см. Но все-таки эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников подготовительной к школе группы. По средним данным рост ребенка пяти лет составляет около 106,0-107,0 см, а масса тела - 17,0-18,0 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц - 200,0 г, а роста - 0,5 см.
Каждый возрастной этап характерен, кроме того, разной интенсивностью роста отдельных частей тела. В течение шестого года, например, быстро увеличиваются длина конечностей, ширина таза и плеч у детей обоего пола. Вместе с тем имеются индивидуальные различия в этих показателях, а также различия их у мальчиков и девочек. Например, окружность грудной клетки у девочек увеличивается интенсивнее, чем у мальчиков.
Антропометрические признаки (масса тела, рост, окружность грудной клетки, ширина таза, длина туловища и конечностей) в разной степени взаимосвязаны, и это влияет на физическую подготовленность детей, их физиометрические данные, в частности на величину показателей становой и кистевой динамометрии.
Эти данные свидетельствуют о том, что шестой год в описываемом плане неоднозначен. У мальчиков на протяжении года синхронизм, т. е. совпадение изменений основных антропометрических показателей, несколько снижается, нарушается. У девочек пяти лет он почти отсутствует, а к шести годам постепенно устанавливается.
Когда совпадение темпов увеличения массы тела, роста и других антропометрических признаков выражено ярко, четко прослеживается их взаимосвязь (корреляция) с физиометрическими признаками, особенно у мальчиков. В периоды, когда корреляция между самими антропометрическими признаками нарушается (например, у пятилетних девочек и шестилетних мальчиков), слабо выражена или даже отсутствует их связь с физиометрическими показателями.
Вместе с тем сами физиометрические показатели на протяжении шестого года жизни ребенка увеличиваются (...)
Так, величина показателей становой динамометрии у шестилетних мальчиков может колебаться в пределах от 15 до 35 кг. Кроме того, мальчики имеют преимущество по этим показателям перед девочками. Увеличение физиометрических показателей на фоне недостаточно выраженной корреляции с антропометрическими признаками свидетельствует о том, что в данный период жизни они в значительной мере зависят от обучения, а также от индивидуального двигательного опыта ребенка.
Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребенка к пяти-шести годам еще не завершено. Каждая из 206 костей продолжает меняться по размеру, форме, строению, причем у разных костей фазы развития неодинаковы.
Сращение частей решетчатой кости черепа и окостенение слухового прохода к шести годам заканчивается. Сращение же между собой частей затылочной, основной и обеих половин лобной костей черепа к этому возрасту еще не завершено. Между костями черепа сохраняются хрящевые зоны, поэтому рост головного мозга может продолжаться. (Объем или окружность головы у ребенка к шести годам примерно 50 см.) Не заканчивается и окостенение опорных частей носовой перегородки. Эти особенности воспитатель должен учитывать при проведении подвижных игр и физкультурных занятий, так как даже самые легкие ушибы в области носа, уха могут привести к травмам. Наибольшая вероятность травм может возникнуть в упражнениях, связанных с уменьшением площади опоры (ходьба по скамейке); при спрыгивании, когда дети легко теряют равновесие; в упражнениях с мячом (у ребенка достаточно силы, чтобы добросить его до партнера, но несовершенная координация может исказить направление полета, и тогда мяч попадает не в руки, а в лицо, поэтому необходимо давать детям точные указания, напоминать, что мяч нужно бросать в руки партнеру). Использование теннисных мячей в старшей группе возможно лишь при условии, если у детей на этом этапе хорошо сформирован соответствующий навык.
С этой целью следует систематически проводить игры и упражнения с мячами типа «Попади в обруч», «Добрось до флажка», «Сбей кеглю», по возможности разнообразя их (особенно на прогулке).
Позвоночный столб ребенка пяти-семи лет также чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях, например при частом поднятии ребенком тяжестей, нарушается осанка, появляется вздутый или отвислый живот, развивается плоскостопие, у мальчиков образуется грыжа. Поэтому воспитатель должен следить за посильностью нагрузок во время выполнения детьми трудовых поручений. Например, к выносу пособий на участок привлекают одновременно нескольких детей.
Эластичность и гибкость детской кости могут стать причиной травм не только конечностей, но и позвоночника (при падении с качелей, с рамы или багажника взрослого велосипеда, где любят катать дошкольников старшие братья-подростки). Причем часто наблюдается повреждение даже двух-четырех позвонков, что требует длительного лечения. Следует также учитывать, что при падении ребенка с горки, столкновении с санками, ударах лыжами легко могут возникать повреждения органов брюшной полости (печени, почек, селезенки).
Диспропорционально формируются у дошкольников некоторые суставы. Например, в период до пяти лет сумка локтевого сустава у ребенка растет быстро, а кольцеобразная связка, удерживающая в правильном положении головку лучевой кости, оказывается слишком свободной. Вследствие этого нередко возникает подвывих (если потянуть малыша за руку и даже при снимании рубашки с узкими рукавами). Педагог должен обязательно предупреждать родителей об этом.
У детей пяти-семи лет наблюдается и незавершенность строения стопы. В связи с этим необходимо предупреждать появление и закрепление у ребенка плоскостопия, причиной которого могут стать обувь на жесткой подошве большего, чем нужно, размера; излишняя масса тела; перенесенные заболевания. Воспитателю следует прислушиваться к жалобам детей на усталость и боль в ногах при ходьбе и стоянии.
В развитии мышц выделяют несколько «узловых» этапов. Один из них - это возраст шесть лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания на ходьбу, бег, прыжки, но затрудняются в выполнении упражнений, требующих работы мелких мышц.
Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия проприоцептивных, вестибулярных и других рефлексов, а также от массы тела и площади опоры. С возрастом ребенка показатели сохранения устойчивого равновесия улучшаются. При выполнении упражнений на равновесие девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. В целом в старшей группе детям по-прежнему легче удаются упражнения, где имеется большая площадь опоры. Но возможны и недлительные упражнения, в которых требуется опора на одну ногу, например в подвижных играх «Сделай фигуру», «Не оставайся на полу», «Совушка».
Развитие центральной нервной системы характеризуется ускоренным формированием ряда морфофизиологических признаков. Так, поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет уже более 90% размера поверхности коры головного мозга взрослого человека. Бурно развиваются лобные доли мозга. Завершается, например, дифференциация нервных элементов тех слоев (так называемых ассоциативных зон), в которых осуществляются процессы, определяющие успех сложных умственных действий: обобщения, осознания последовательности событий и причинно-следственных отношений, формирования сложных межанализаторных связей и др.
Так, дети старшего дошкольного возраста понимают сложные обобщения, образуемые на основе межфункциональных связей. Например, ранее они усвоили, что под понятием «одежда» подразумеваются различные предметы: пальто, платье, рубашка, брюки и др. Теперь они способны осознать, что игрушки, мебель, посуду объединяет то, что эти вещи сделаны руками человека. У детей расширяются представления об основных видах взаимосвязей между живой и неживой природой. Все это создает возможность сообщения дошкольникам систематизированных знаний.
В учебно-воспитательном процессе необходимо широко использовать способность центральной нервной системы к образованию сложных межфункциональных связей. Так, при подготовке спектаклей кукольного театра детей возможно обучать некоторым приемам кукловождения, потому что ребенок старше четырех с половиной - пяти лет способен одновременно производить действия с игрушками, произносить реплики и следить за игрой другого кукловода-сверстника. Иначе говоря, в нужных случаях у ребенка проявляется параллельность, одновременность течения нервных процессов б разных анализаторных системах. В ряде случаев возможно также использование межпредметных связей. Так, целями для метания могут служить геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник. Попав (после одной-трех попыток) в такую цель, ребенок получает карточку с изображением соответствующей фигуры. Число ее сторон (углов) обозначает количество очков, которое он получил. (Прием разработан В. Н. Аванесовой.)
На шестом году жизни ребенка совершенствуются основные нервные процессы: возбуждение и особенно торможение. В данный период несколько легче формируются все виды условного торможения (дифференцировочное, запаздывающее, условный тормоз и др.). Совершенствование дифференцировочного торможения благоприятно сказывается на соблюдении ребенком правил поведения. Дети чаще поступают, «как надо», и воздерживаются от недозволенного.
Старший дошкольник способен дифференцировать свои мышечные усилия. Поэтому на занятиях физической культурой он может выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить по заданию воспитателя от медленных движений к более быстрым. Во второй младшей и средней группах, играя в «ловишки», дети убегали при первом же движении водящего. Теперь они увертываются, отбегают, лишь оказавшись в непосредственной близости от него. Это пример запаздывающего торможения, обеспечивающего экономность реакций, действий.
Однако задания к детям, основанные на торможении, следует разумно дозировать, так как выработка тормозных реакций сопровождается изменением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему.
Свойства нервных процессов (возбуждения и торможения) - сила, уравновешенность и подвижность также несколько совершенствуются. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что позволяет увеличивать плотность занятий, включать в двигательные упражнения элементы, формирующие силу, скорость, выносливость.
Но все-таки свойства нервных процессов, особенно подвижность, развиты недостаточно. Ребенок порою медленно реагирует на экстренную просьбу, в необходимых случаях не может быстро по сигналу оттолкнуться, отскочить, отпрыгнуть и др.
У детей пяти-шести лет динамические стереотипы, составляющие биологическую основу навыков и привычек, формируются достаточно быстро, но перестройка их затруднена, что тоже свидетельствует о недостаточной подвижности нервных процессов. Ребенок, например, отрицательно реагирует на смену привычного уклада жизни. С целью совершенствования подвижности нервных процессов и придания гибкости формируемым навыкам используют прием создания нестандартной (частично на время измененной) обстановки при проведении режимных процессов, подвижных игр и т. д.
Развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем. К пяти годам у ребенка по сравнению с периодом новорожденности размеры сердца увеличиваются в 4 раза. Так же интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается даже у подростков. В первые годы жизни ребенка пульс его неустойчив и не всегда ритмичен. Средняя частота его к шести-семи годам составляет 92 - 95 ударов в минуту.
Размеры и строение дыхательных путей ребенка дошкольного возраста отличаются от таковых у взрослых. Так, они значительно уже, поэтому нарушения температурного режима и влажности воздуха в помещении приводят к заболеваниям органов дыхания. Важна и правильная организация двигательной активности детей. При ее недостаточности число заболеваний органов дыхания также увеличивается (примерно на 20%).
Жизненная емкость легких у ребенка пяти-шести лет в среднем - 1100-1200 см3, но она зависит и от других факторов (длины тела, типа дыхания и др.). К семи годам у детей ярко выражен грудной тип дыхания. Число дыханий в минуту - в среднем 25. Максимальная вентиляция легких к шести годам примерно 42 дц3 воздуха в минуту. При гимнастических упражнениях она увеличивается в 2- 7 раз, а при беге - еще больше. Исследования по определению общей выносливости у дошкольников (на примере беговых и прыжковых упражнений) показали, что резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей достаточно высоки.
Например, если физкультурные занятия проводятся на воздухе, то общий объем беговых упражнений для детей старшей группы в течение года может быть увеличен с 0,6 - 0,8 до 1,2-1,6 км. Прыгать через скакалку дети могут в течение 5 мин. У многих потребность в двигательной активности настолько велика, что врачи и физиологи называют период от пяти до семи лет «возрастом двигательной расточительности». В задачи педагога входит контролировать и направлять двигательную активность воспитанников с учетом проявляемой ими индивидуальности; предупреждать случаи гипердинамии и активизировать тех, кто предпочитает «сидячие» игры.

Л. И. Пензулаева. Анатомо-физиологические особенности детей. "Воспитание детей в старшей группе детского сада", сост. Г.М.Лямина; М., 1984 г.

Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

В дошкольном возрасте развитие ребенка происходит динамично вместе с тем неравномерно, хотя в целом относительно высокими темпами. Характерной особенностью этого возраста является значительные индивидуальные различия в темпах возрастного развития. Это предъявляет большие требования к педагогическому процессу, и особенно к деятельности воспитателя по физической культуре в дошкольных учреждениях .

Для изучения теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста важное значение имеют знания о возрастных особенностях развития опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, морфологических и функциональных изменениях мышечной системы.

В раннем и дошкольном возрасте совершенствуются функциональные возможности центральной нервной системы, происходят дифференцировки нервных клеток. В процессе взаимодействия с внешней средой у детей формируются умения, и навыки основе уже имеющихся образуются новые, более сложные рефлексы.

Следует учитывать способность центральной нервной системы сохранять следы тех процессов, которые в ней происходит. Отсюда понятна способность детей быстро и легко запоминать показанные им движения. Однако для закрепления и совершенствования усвоенного необходимы многократные повторения.

Большая возбудимость, реактивность, высокая пластичность нервной системы у детей способствуют лучшему, а иногда и более быстрому, чем у взрослых, освоению довольно сложных двигательных навыков : ходьбы на лыжах, фигурного катания на коньках, плавания. Причем очень важно с самого начала правильно формировать двигательные навыки у дошкольников, так как исправлять их очень трудно.

Общую картину физического развития дошкольника можно обрисовать с двух точек зрения. Во-первых, сравнительно с первыми тремя годами жизни темп роста замедляется, малыш не так быстро прибавляет в росте и весе. Во-вторых, все большее число органов и систем организма, показатели их деятельности приближаются к показателям у взрослых. Но при этом следует иметь в виду, что и анатомические особенности, и функциональные возможности организма дошкольника в огромной степени сохраняют черты «детскости», переоценка возможностей организма ребенка привела бы к пагубным последствиям.

Итак, темп развития замедляется, хотя прибавки в росте, рост и вес сами по себе нельзя назвать малыми. На протяжении пяти дошкольных лет накопление веса и увеличение роста колеблется - в одни периоды малыш быстрее вытягивается вверх, в другие быстрее прибавляет в весе. Так, обычно в годы от пяти до шести увеличение роста малыша заметнее (за два года до 15 см), чем прибавка в весе (до 5 кг); поэтому порой создается впечатление, что ребенок худеет. Между тем именно в эти годы начинается заметное накопление мышечной силы, увеличивается выносливость, растет подвижность .

Что касается «детских» особенностей организма, то еще раз стоит обратить внимание на то, что костная система сохраняет еще в отдельных местах хрящевое строение (кисти рук, берцовые кости, некоторые части позвоночника). И еще раз стоит напомнить о том, как важно следить за правильной осанкой малыша, за правильным положением его тела во время сна.

Присущий детскому организму усиленный обмен веществ требует от родителей повышенного внимания к тому, как питается малыш, сколько времени проводит он на свежем воздухе.

Хотя уже к пятому году жизни оформляется строение клеток мозга, характерное для взрослого человека, нервная система малыша остается заметно уязвимой. Бережное отношение к ней, неуклонное проведение в жизнь нормального режима дня, поддержание ровной, радостной атмосферы в семье - одна из главнейших обязанностей родителей .

Отмечая достижения развития, скажем, что масса и объем сердца увеличиваются (к 7--8 годам сердце ребенка по структуре приближается к сердцу взрослого), а главное - при уменьшении числа сердечных сокращений количество крови, выбрасываемой сердцем за один удар, заметно растет.

Емкость легких увеличивается примерно в 3 раза, поэтому при сокращении частоты дыхания минутный объем дыхания увеличивается почти в 2 раза.

Таким образом, уровень энергетического обеспечения организма заметно возрастает.

Сила мышц туловища возрастает в 2 раза, а сила мышц рук - в 2--3 раза. Физическая работоспособность в 6 лет выше, чем в 3 года, - в 1,5 раза у мальчиков и почти в 2 раза у девочек .

У детей хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, однако мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, развиты слабее. Вот почему уже в этом возрасте необходимо следить за осанкой ребенка. Относительно слабо развиты мелкие мышцы кисти; поэтому дети не обладают точной координацией движений пальцев. Масса мышц нижних конечностей по отношению к массе тела увеличивается интенсивнее, чем масса верхних конечностей, что связано с высокой двигательной активностью ребенка.

Хотя уже к 5 годам значительно увеличивается мышечная масса, возрастают сила и работоспособность мышц, дети еще не способны к значительным мышечным напряжениям, к длительным физическим нагрузкам. Систематически тренируя мышечный аппарат, надо помнить: деятельность с попеременным напряжением и расслаблением мыши меньше утомляет, чем та, которая требует статических усилий (длительное стояние или сидение). Учитывая быструю утомляемость детей этого возраста, надо избегать чрезмерных физических усилий при выполнении физических упражнений.

Итак, функциональные возможности организма дошкольника достаточно велики. Если до недавнего времени они недооценивались, то теперь произошел известный поворот во взглядах, и родителей приходится предостерегать против другой крайности - переоценки возможностей малыша.

Такой поворот во взглядах произошел, возможно, под влиянием данных об акселерации, в заметной степени коснувшейся и малышей. Дошкольники анатомически и функционально стали как бы старше своих сверстников прежних лет. Например, различие в росте трехлетних и семилетних составляло, по данным 1968 г., около 27 см, в то время как за 40 лет до этого, в 1921 г., оно не превышало 22 см .

Раньше начинается смена молочных зубов на постоянные. Несколько десятилетий назад нормой было появление первых постоянных зубов в первой половине седьмого года жизни. Теперь 40 % детей в возрасте 5 лет имеют 1--4 постоянных зуба.

Чем дети старше, тем меньше у них частота сердечных сокращений и дыхания. Так, если раньше в 5 лет нормой было 100 ударов в минуту, то теперь - 97 ударов. Шестилетний ребенок раньше делал в среднем до 26 вдохов в минуту, теперь - 23 вдоха.

Родителям следует учитывать, однако, что данные, приведенные здесь, - средние. Показатели вашего ребенка могут быть существенно отличными от этих средних данных. Поэтому, оценивая возможности ребенка, надо исходить не столько из его возраста, сколько из достигнутого им уровня развития. Насильственное «ускорение» может принести только вред. Забота о физическом развитии должна начинаться с закладывания фундамента - налаживания общего режима, закаливания, правильного питания, воспитания культуры движений.

Теория физического воспитания учитывает психофизиологические особенности детей дошкольного возраста: возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразия преобладающего вида деятельности в связи, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка, и подготавливается «переход ребенка к новой высшей ступени его развития» .

На протяжении дошкольного детства осуществляется беспрерывное развитие физических качеств, о чем свидетельствует показатели общей физической подготовленности детей. У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики, возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.

Вместе с тем ученые утверждают, что максимальные темпы прироста физических качеств по годам не совпадают. Более высокие увеличения показателей быстроты отмечаются в возрасте от 3 до 5 лет, ловкости от 3 до 4 лет, силовых способностей от 4 до 5 лет. В возрасте от 5 до 6 лет обнаружены некоторые замедления силовых показателей . Необходимо учитывать это при организации целенаправленной работы по развитию физических качеств дошкольников.

На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит огромный путь в физического и психического развития.

На шестом году жизни у детей наступает период интенсивного формирования двигательных навыков. Для этого имеются известные предпосылки: заметно изменяются пропорции тела, что создает устойчивость позы, совершенствуется чувство равновесия, улучшается координация движений на основе совершенствования функций нервной системы и приобретенного опыта; увеличивается сила мышц.

В ходьбе наблюдается координация движений рук и ног, ритмичный отрыв ног от почвы. Прыжки совершаются с большей уверенностью, легкостью и мягкостью приземления. Однако ввиду еще значительной подвижности позвоночника и возможного уплощения несформировавшегося свода стопы прыжки должны проводиться под строгим контролем педагога.

В беге, лазании и метании дети достигают заметного совершенствования: большая уверенность и точность движений, достаточно развитый глазомер, ловкость, целенаправленность и координация движений.

В условиях воспитания и обучения у ребенка складываются простейшие формы учебной деятельности: понимание учебной задачи, стремление к качеству выполнения ее, проявление любознательности и интереса к результату своих усилий, удовлетворение от достигнутого. В связи с этим отмечается значительный сдвиг в качестве движений. Ребенок понимает, например, что от лучшего замаха и устойчивости тела зависит сила и дальность броска при метании, от сильного, упругого отталкивания – легкий и быстрый бег.

У ребенка семи лет продолжающийся процесс окостенения делает позвоночник более прочным. Близко к завершению окостенение мелких костей кисти и пальцев рук. Эти изменения придают телу ребенка большую устойчивость и облегчают ему выполнение таких движений, как повороты туловища, стойка на одной ноге и тому подобные.

Существенные отличия в двигательной деятельности ребенка 7 лет заключаются в следующем: в этом возрасте отмечается более совершенная координация движений, большая их экономия, устранение лишних движений. Благодаря развитию высших нервных центров ребенок проявляет произвольное внимание, сознательные волевые усилия, умение составлять предварительный план действий.

В движениях ребенка 7 лет видна осмысленность, способность к самоконтролю, достаточно правильной оценке процесса и результатов движений, как своих, так и товарищей.

В старшем дошкольном возрасте происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека.

В старшем дошкольном возрасте физическое развитие у девочек протекает более интенсивно, чем у мальчиков. Скачок физического развития в шести-семи летнем возрасте обусловлен нейроэндокринными перестройками в детском организме. Медики считают этот период критическим, отмечают снижение физической и психической выносливости и повышение риска возникновения заболевания.


Отличительной особенностью детей дошкольного возраста является преобладание поверхностного дыхания. Развитие легких в этом возрасте еще полностью не закончено: носовых ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в легкие, грудная клетка ребенка как бы приподнята, и ребра не могут опускаться на выдохе так низко, как у взрослого. Поэтому дети часто не в состоянии делать глубокие вдохи и выдохи.

В шесть-семь лет отмечается существенное развитие дыхательной системы: у ребенка нарастают глубина дыхания и легочная вентиляция. Это свидетельствует о расширении двигательных возможностей детей.

Мышечная система производит движения, сохраняя равновесие, а также выполняет защитную функцию – защищает от ударов, повреждений костной системы и внутренних органов.

К шести годам у ребенка значительно увеличивается мышечная масса (особенно нижних конечностей), возрастают сила и работоспособность мышц.

К семи годам значительно увеличивается становая сила – сила мышц туловища. У старших дошкольников хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, обеспечивающие разнообразные сложные движения: бег, прыжки, лазанье и так далее.

Костная система, связки, суставы обеспечивают как положение тела, так и возможность движения его частей в разных направлениях, выполняя, кроме того, защитную функцию.

Чрезмерная физическая нагрузка отрицательно сказывается на развитии скелета, задерживает рост костей. Умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения, наоборот, стимулирую рос костей, способствуют их укреплению.

К семи годам происходит развитие опорно-двигательной системы: кости скелета слегка изменяются по форме, размерам и строению, но процесс окостенения еще не завершен, а в некоторых отделах еще только начинается.

В старшем дошкольном возрасте устанавливается постоянство шейной и грудной кривизны позвоночника. В шесть-семь лет отмечается интенсивный рост черепных костей.

С семи лет начинается срастание костей таза, поэтому опасны прыжки в высоту на твердую поверхность. Это может привести к деформации костей таза.

На формирование осанки значительное влияние оказывает статико-динамическая функция стопы. Даже незначительное изменение ее формы может стать причиной нарушения правильного положения таза, позвоночника.

Сердечно-сосудистая система начинает функционировать раньше других систем.

К шести годам она продолжает развиваться и растет вместе с увеличением размеров тела. К семи годам сердце приобретает форму взрослого. Пульс становится устойчивым, ритмичным, менее частым.

Все процессы в организме направляются и контролируются центральной нервной системой.

Основная дифференцировка нервных клеток к концу дошкольного возраста почти заканчивается.

В шесть-семь лет большая возбудимость, реактивность, а также высокая пластичность нервной системы у детей способствует лучшему, а иногда и более быстрому, чем у взрослых, освоению довольно сложных двигательных навыков – ходьбы на лыжах, фигурного катания на коньках, плавания.

В старшем дошкольном возрасте заканчивается созревание нервных клеток и головного мозга, но сохраняется легкая возбудимость. Нервная система стабилизируется, поведение становится более устойчивым. Хорошо регулируются двигательные функции, в том числе – мелкая моторика.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Важнейшими особенностями психического развития детей старшего дошкольного возраста являются преобладание возбуждения над торможением, неустойчивость внимания, импульсивность в поведении, большая эмоциональность, конкретность восприятия и мышления.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо».

На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление соответствовать его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности.

Старший дошкольный возраст – период активного развития и становления познавательной деятельности. Дети отдают предпочтение интеллектуальным занятиям перед практическими. Разрозненные, конкретные малоосознаваемые впечатления об окружающей действительности становятся все более четкими, ясными и обобщенными, появляется некоторое целостное восприятие и осмысление реальности, возникают зачатки мировоззрения.

В этот период происходят значительные изменения структуры и содержания детской деятельности. Начиная с подражания взрослому, через расцвет сюжетно-ролевой игры, ребенок приходит к овладению более сложными видами деятельности, требующими нового, произвольного уровня регуляции, основанного на осознании целей и задач деятельности и способов их достижения, умении контролировать свои действия и оценивать их результат.

Старшие дошкольники начинают управлять своим поведением, восприятием, памятью, мыслительной деятельностью. Это связано с развитием произвольности психических процессов, целенаправленности действий.

Старший дошкольный возраст является возрастом развития воли как сознательного управления своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. Дети шести-семи лет овладевают умением контролировать положение своего тела на основании мышечных ощущений.

Значительную роль продолжает играть подражание при выполнении волевых действий, но носит оно условнорефлекторный характер, произвольно управляемый действием.

Большое значение имеет словесная инструкция, побуждающая выполнять порученное действие.

Сам процесс волевого действия изменяется: появляется осознание предстоящего действия.

Резко перестраиваются у старших дошкольников мотивы волевых действий: побуждения у семилетних детей все яснее выступают как одно из решающих условий, обеспечивающих устойчивое и длительное волевое напряжение.

Одним из мотивов, приобретающих к концу старшего дошкольного возраста определяющие значение для ребенка, является ожидание оценки его действий воспитателем и сверстниками. Не желая быть хуже, слабее товарищей, он может проявить значительное волевое усилие, выдержку. Поэтому педагог имеет возможность тонко «инструментовать» свои воздействия на разных детей, вызывая с их стороны необходимое волевое усилие.

Таким образом, период старшего дошкольного возраста характеризуется увеличением роста и пропорций тела, развитием и перестройкой всех физиологических систем организма.

Физиологические изменения и изменения, происходящие в детском сознании, приводят к тому, что в старшем дошкольном возрасте ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний.

Под возрастными особенностями подразумевают психологические и физиологические стадии развития детей. Возраст определяется календарно и биологически (по степени зрелости). Чтобы ребенок перешел во взрослую жизнь гармонично развитой личностью, важно создавать правильные условия, обеспечивающие необходимую, но посильную нагрузку на тело и психоэмоциональную сферу.

Физическое и умственное развитие непосредственно связано с возрастом ребенка.

Визуально это заметно по:

  • увеличению роста;
  • укреплению костно-мышечного аппарата;
  • приобретению ловкости в движениях, работе.

Это чувствуется в нарастающей способности запоминать и к месту использовать практические и теоретические знания, проявлять мудрость, прозорливость. Дети редко укладываются в классическую схему развития, поэтому очень важно уделять внимание каждому возрастному периоду.

Специалисты выделяют несколько этапов:

Этап Возраст, год
младенческий 0-1
ранний 1-3
дошкольный 3-5
младший школьный 6-11
средний школьный 12-15
старший школьный 16-18

Каждая последующая стадия развития отличается от предыдущей по интенсивности и качественным характеристикам изменений, а на стыке некоторых из них приходится пересекать так называемые «кризисные границы».

Если родителям и педагогам удается удержать ребенка от нежелательных отклонений, обогатить душевно, натренировать физически, значит, человеческое сообщество получит социально адаптированную личность.

Ребенок будет воспитан человеком, который:

  • ценит личную свободу и свободу других людей;
  • способен к гуманному управлению своей жизнью и влиянию на жизнь других;
  • здоровый в биологическом и душевном плане.

Возрастные особенности у детей

Уже с грудного периода ребенок проявляет мыслительные способности:

  • запоминает всех, с кем непосредственно контактирует;
  • знает свои игрушки и понимает, что получил новые;
  • различает значение часто слышимых слов;
  • с интересом воспринимает окружающий мир.

В процессе жизни ребенок обретает способность к обучению «по программе», но сначала его мозг впитывает только то, что может понять и что вызывает интерес. Попытки разными способами дать несмышленому уму хотя бы зачаточные представления о «взрослых» науках (физика, химия, высшая математика) потерпели фиаско, может быть за исключением особо одаренных детей.

Большинство педагогов считают такое форсирование не только не нужным, но и опасным для психики.

Специалисты по детской психологии, такие как Эльконин, Коменский, Шванцара, Левитов, создали серьезные труды в области периодизации развития. Основная мысль сводится к аксиоме: существуют этапы в биологическом созревании организма, нервной системы и психики. В непосредственной связи с ними прибывают силы для нового познания, глубокого понимания.

Ребенок – новичок в мире взрослых. Он может терпеливо выслушивать сложные понятия, запоминать научные термины, различную информацию. Но есть обоснованный риск, что малыш не только будет интерпретировать их в меру своего понимания, но будет испытывать тревогу и даже страх перед непонятным, как это было присуще неграмотным предкам человека.

При этом оказался возможным такой феномен, как необычайно легкое овладение маленькими детьми компьютерной техники. Обучение и развлечения цифрового характера ускорили и расширили информационную загрузку мозга.

Но возможности ребенка не беспредельны. Если жестко не ограничивать время общения с компьютером, не фильтровать информационный поток, могут пострадать физическое и психическое здоровье.

Психологические

Возрастные особенности детей проявляются в психических аспектах:

  • душевное самочувствие, степень внутренней комфортности;
  • настроение;
  • воздействие положительных факторов (поощрений) и неодобрительных (порицаний, указаний).

В условиях повседневности эти аспекты влияют на развитие совокупно. Задача родителей, педагогов, окружающих не «перегибать палку» ни в одну, ни в другую сторону.

Важно учитывать, что ребенок только накапливает жизненные ценности и представления.

Он испытывает не только положительное, но и отрицательное, а нередко откровенно агрессивное влияние. Дом, улица, школа порождают характерные и индивидуальные особенности возраста.

Характерность выражается в пребывании психики в текущей ситуации – здесь и сейчас. Сознание малыша не видит будущего, не опирается на прошлое. Главным для него является то, что он в данный момент видит, слышит, осязает.

Малыш способен горько оплакивать сломанную кем-то его игрушку, но сам может кинуть на пол, например, электронное устройство, дорогую машинку, не переживая за их целостность.

Ребенок еще не умеет мыслить, он поддается ситуативному восприятию, которое диктует сиюминутные реакции:

  • радость;
  • огорчение;
  • живое и жгучее любопытство к предметам, вещам, людям, животным, растениям;
  • опасение, страх перед непривычной обстановкой;
  • эмоциональные всплески.

Маленький ребенок в большей степени живет по законам Природы, чем взрослый. Память не в состоянии сохранить отчетливые воспоминания о раннем детстве, за исключением того, что произвело на сознание потрясающий эффект.

Этот фактор становится причиной, по которой взрослый хомо сапиенс, отягощенный знаниями и опытом, в большинстве случаев не понимает своего ребенка, поражается его «странным» поступкам, порицает за что-либо вполне естественное и исчезающее само собой по мере подрастания.

Корректировке, направлению подлежат не единичные поступки, а повторяющиеся, грозящие перейти в устойчивую привычку.

Еще одна особенность – малыши быстро теряют интерес к одному в пользу другого. Поиграв кубиками, конструктором, они тут же начинают бегать, прыгать, а через полчаса настаивают на проявлении внимания со стороны родителей. Это говорит о гибкости, открытости сознания всему, что окружает.

Стремление к частой смене объекта интереса уживается с тягой к постоянству в том, что касается привычной обстановки, хорошо знакомых людей, устоявшегося меню, гардероба.

При неожиданных изменениях эта особенность становится причиной упрямства, сопротивления, слез, истерик.

Взрослым тут нужно действовать мягко, с пониманием того, что для малыша важна предсказуемость событий.Только в привычных условиях он чувствует себя уверенным, защищенным. Ребенок хочет не один десяток раз получить удовольствие от мультфильма, книжки, которые взрослым надоели до зубовного скрежета.

Малышу не столько важен сам сюжет, как то, что он знает содержание, узнает героев, помнит их реплики. Это вызывает у него яркие эмоции, гордость от своей компетентности, душевную комфортность. Для ребенка очень важно быть сытым, ухоженным, уверенным в близких, удовлетворенным своей деятельностью. Тогда он спокоен, счастлив, радостно активен.

Физиологические развитие

Возрастные особенности детей со стороны физиологии тесно связаны с умственным развитием, но у каждого они развиваются собственными темпами, поэтому у разных детей показатели и соотношение этих величин разное.

Рост и вес

Для наблюдения за естественными изменениями организма проводятся ежегодные измерения роста и массы тела. В таблице приведены показатели первых 10 лет жизни, признанные нормой.

Возраст Вес, кг Рост, см
новорожденный 3,3 50
3 мес. 5,3 60
7 мес. 7,2 66
9 мес. 8,8 71
1 год 10 75
2 12,8 84
3 15,8 91
4 17 98
5 лет 18,7 104
6 2,3 109
7 22,1 116
8 24,7 121
9 27,2 126
10 30,2 130

Увеличение происходит волнообразно – то убыстряется рост, то заметно прибавляется вес:

  • I округление тела – 1-4 года;
  • I вытягивание – 5-7 лет;
  • II округление – 8-10 лет;
  • II вытягивание – 11-16 лет;
  • III округление (период созревания) – 16 лет и продолжается до 20.

Пропорциональность

Наблюдается несоразмерность разных частей тела:

  • у младенца голова размером 1/4 часть от всего тела;
  • в 2 года – 1/5;
  • в 6 лет – 1/6;
  • в 12 – 1/7;
  • в 15 — 2/15;
  • для сравнения у взрослого – 1/8.

Подростков отличают длинные конечности, узкая неразвитая грудная клетка.

Кости и мышцы

В первые годы жизни значительные изменения претерпевает костно-мышечный аппарат:

  • утончается внешняя компактная ткань, формирующая корковый, плотный слой костей;
  • увеличивается объем губчатого вещества, делающего внутреннюю костную структуру легкой, пластичной.

Хотя к 7 годам их соотношение сравнивается, в скелете остается еще много хрящевой ткани, поэтому в целом костный аппарат непрочный. Мышцы растут больше в длину, особенно интенсивно у подростков, когда быстро вытягивается тело.

С началом двигательной активности меняется белковый состав мускулов, что делает возможным целенаправленное, но дозированное накачивание всех групп. Но у ребенка быстрая физическая утомляемость. Скелет человека основательно укрепляется к 24-м годам, а мышцы – примерно к 30.

Дошкольники и школьники должны быть под контролем взрослых в плане:

  • разумного веса ранца с книгами;
  • правильного положения позвоночника;
  • ограничения длительного сидения;
  • избегания гиподинамии.

Сердечнососудистая и дыхательная системы

В детском возрасте высока потребность в кислороде. При значительно меньшей, чем у взрослого, амплитуде поднятия грудной клетки, воздуха через легкие прокачивается столько же. Например, у младенцев частота дыхания более чем в 3 раза, а ЧСС в 2 раза превышает норму взрослых.

Сосуды более расширены и давление крови ниже, например:

  • в 3 года – 78 ед.;
  • в 7 лет – 88;
  • в 27 – 114.

Пульс может резко менять частоту под влиянием мышечной, эмоциональной нагрузки. Эти особенности требуют постоянной заботы о притоке в помещение чистого воздуха, о регулярных прогулках, играх под открытым небом. В противном случае замедляется физический и умственный прогресс.

Зубы

Прорезывание и смена зубов – один из важных моментов клеточного построения желудка, пищеварения в целом. Первые зубы режутся в 6-8 месяцев, все 20 единиц молочного ряда выходят на границе 2 и 3 годов.

В 5 лет начинается смена на постоянные, а к 15-17 годам у подростка уже 28 настоящих зубов.

Питание

Растущий организм в условиях активной подвижности и большой теплоотдачи требует усиленного сбалансированного рациона. Хотя ребенок есть меньше, но в пересчете на кг веса объем продуктов получается больший, чем у взрослого. Состав пищи также специфический.

Больше всего белков (строительного материала):

  • на 1 году– 4 г/кг веса (вчетверо больше от взрослой нормы);
  • 2-5 лет – 3,5;
  • 12-15 – 2,5;
  • 15-17 – 2.

Кроме этого необходимы жировая, углеводная, кальциевая, фосфорная, витаминная составляющие, достаточный объем чистой воды.

Мозг и ЦНС

Масса полушарий к 9 мес. удваивается, к 3 годам утраивается, а к 10-12 достигает полной величины. Дальше растет только лицевая зона. Постепенно меняется реактивность мозга и ЦНС.

Если у малыша процессы возбуждения и торможения неустойчивы, то в младшем школьном возрасте наблюдается избирательность в их проявлении. Этому способствует формирование сдерживающей, самоограничивающей способности мозга, ЦНС. У старших школьников заметно аналитическое и синтетическое усовершенствование нервной деятельности.

Железы внутренней секреции

Деятельность зобной, щитовидной, надпочечниковой, половых желез и гипофиза мозга непосредственно влияют на формирование отдельных частей , систем жизнедеятельности организма в целом:

  • на рост;
  • взаимосвязь всех процессов синтеза (ассимиляцию);
  • развитие органов, мозга;
  • прорезывание зубов;
  • интенсивность обмена веществ;
  • мышечные функции;
  • работу нервной сети;
  • устойчивость психики;
  • развитие половых признаков.

При нарушениях в работе хотя бы 1 железы в организме происходит серьезный дисбаланс, например, возникают проблемы с ходьбой, искажаются пропорции, ослабевает метаболизм, не повышается уровень интеллекта.

Индивидуальные черты характера у детей

Уникальность человека проявляется уже с раннего возраста, когда ребенок четко очерчивает себя, как отдельный элемент в мире вокруг себя.

Это единство:

  • наследственного психотипа (быстрый, деятельный или спокойный, неинициативный);
  • природных физических возможностей;
  • склонностей, талантов.

Признание, умелое направление индивидуальных особенностей в правильное русло помогает состояться неординарной взрослой личности, избежать закомплексованности и самоедства.

Восприятие пространства детьми в разном возрасте

У младенцев 4-5 недель уже есть способность задерживать взгляд на предмете, отстраненном на 1-1,5 м. В 2-4 мес. они могут перемещать свой фокус следом за движущимися объектами на удалении 4-7 м. К 5 мес. переходят от толчкообразного к плавному перенесению взгляда. К 10 мес. ребенок научается более сложному освоению пространства – движением головы, затем корпуса синхронно с глазами.

Не удалось установить, когда именно простое слежение переходит в осознанный поиск предмета, но доказано, что движение объекта стимулирует перемещение взгляда, его фокусировку в перспективу.

Для ребенка постарше понятие пространства касается своей отдельной комнаты или хотя бы уголка. Специалисты пришли к выводу, что пребывание наедине с собой помогает «разложиться по полочкам» полученной информации, впечатлениям. Ребенок чувствует себя хозяином на личной территории, это придает ему значимости в своих глазах, повышает самооценку в коллективе.

Нехватка и отсутствие личного пространства, или некорректное вторжение расцениваются детьми как выражение недоверия к ним, тягостный тотальный контроль. Как следствие происходят вспышки раздражения, агрессии либо возникает замкнутость.

Но бывает так, что дошкольник или школьник не стремиться к общению с ровесниками, все свободное время проводит в уединении. Нужно деликатно выяснить причины такого поведения, проконсультироваться у детского психолога.

Описание особенностей у детей зависимо от возраста

Границы детства и юности разнятся в зависимости от:

  • страны;
  • культуры;
  • социального уклада.

В России официальный детский возраст начинается с рождения и длится до 15 лет, подростковый (половое созревание) – с 15 до 18 лет, то есть до совершеннолетия. Оба периода имеют свои характерные черты и потребности.

Кризис новорожденных

Этап младенчества обозначили последним из всех и решили, что это будет первый год жизни.

Кризис новорожденных (цепь изменений) заключается в следующем:

  • переход из материнского организма во внешнюю среду;
  • перестройка на индивидуальное питание;
  • начало развития высшей нервной деятельности (рефлексов).

Природа наделила только что родившегося грудничка 3-мя безусловными рефлексами:

  • сосательный;
  • оборонительный в виде крика;
  • ориентирный – поворот на голос, источник света.

Достаточно быстро появляются условные рефлексы.

Если в первые недели наблюдаются неупорядоченные, нескоординированные дергания конечностей, глаз, движение происходит всем телом с согнутыми ногами, крик не сопровождается слезами, то с конца I мес. до начала IV глаза уже умеют следить, на звук поворачивается только голова, появляются слезы, улыбка, пусть слабое, но внимание к окружающему.

С 4 мес. младенец начинает хватать, самостоятельно подниматься, чтобы сесть, демонстрирует узнавание. На 7-8 мес. ноги могут удерживать тело стоя, а мозг понимает, запоминает слова.

К концу года большинство малышей свободно ходят, произносят к месту отдельные слова. Специалисты уверены, что восприятие в этот период богатое, обгоняющее двигательные функции, а самая развитая чувствительность – кожная. Именно на тактильной (контактной) основе формируется большинство рефлексов.

Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)

2-й год отличается:

  • прорезыванием всех молочных зубов;
  • повышением возможностей пищеварения;
  • интенсивным ростом;
  • активным развитием органов, двигательного аппарата.

Быстро возникающие условные рефлексы непрочны и так будет продолжаться до 5 лет. Развитие рецептивного (на слух) восприятия речи опережает разговорные возможности.

К 3-му году словарный запас намного увеличивается, приходит умение правильно выстраивать фразы, вкладывать в слова конкретный и обобщающий смысл (стул вообще, собака вообще), понимать назначение предметов (платье надевать, из тарелки кушать).

На 3-м году малыш учится строить отношения с детьми и взрослыми. Он стремится к самостоятельности, поэтому освобождается от опеки упорным настаиванием на своем. Это сигнал родителям, что пора дать немного свободы. Укрепление мышечного, дыхательного аппарата повышает потребность много бегать, прыгать.

Нужно давать возможность ребенку израсходовать энергию, иначе наступает перевозбуждение, ухудшаются сон и аппетит, усиливается капризность. Одновременно с этим нельзя допускать переутомления. Разумный выход – периодически устраивать отдых с чтением, мультфильмами, рисованием, спокойными занятиями пазлами, конструктором.

На стыке 3 и 4 лет происходит свой кризис – переход к новой ступени психического развития, которое будет содействовать хорошей адаптации.

Подготовка к школе (3 – 5 лет)

Возрастных особенностей в дошкольном периоде меньше, но они более глубокие. Дети 3-го года отличаются непроизвольным типом внимания, памяти, мышления. Сфера познания еще остается ситуативной, то есть касается того, что попадает в глаза в текущий момент.

Но при этом обогатившаяся речь дает новое понимание сути вещей, делает общение более разнообразным. Их эмоциональный фон неустойчив, требуется психологический комфорт.

Дети 3-5 лет посещают детский сад, чтобы получить углубленный социальный опыт, научиться уживаться в тесном сообществе себе подобных, получить знания в рамках подготовки к школе.

Работа в дошкольных учреждениях построена с учетом возрастающих возможностей малышей:

  • игры переходят от просто развлекательных к обучающим;
  • несложные приемы развития памяти представляют собой запоминание букв, цифр, новых слов на своем и других языках;
  • рисование, пение, декламирование, танцы вводят в творческий мир;
  • веселые спортивные состязания укрепляют здоровье, самооценку.

В этом возрасте родители могут помочь открытию яркого природного дара. Для этого есть много школ раннего развития, кружков, спортзалов.

Дошкольный возраст отмечен бурной фантазией, тесно переплетенной с реальностью. Дети искренне верят в то, что сами выдумали и преподносят это как действительное. Прежде чем отругать малыша за «ложь», нужно понять, что направило его мысли к неправде или нежелательному поступку. Нередко над конфликтной ситуацией остается только вместе посмеяться и мирно договориться на будущее как себя вести.

Развитие младших школьников (6 – 11 лет)

В этом периоде органы, кроме половых, уже полностью структурированы и далее будут только подрастать, совершенствовать внутреннюю взаимосвязь. Это касается и мозга. К 8-9 годам анатомическое формирование полушарий заканчивается.

Улучшается проводимость нейросигналов, смягчается спонтанное возбуждение нервных центров за счет усиления торможения. Если раньше разыгравшегося малыша было трудно угомонить, то теперь мышцы и нервы быстрее переходят из активности в покой.


Чтобы ребенок перешел во взрослую жизнь гармонично развитой личностью, важно создавать правильные условия, обеспечивающие необходимую, но посильную нагрузку на тело и психоэмоциональную сферу.

Благодаря полноценной работе двигательной зоны мозга улучшается координация. 6-7-летний школьник твердо умеет бегать, прыгать, лазать, ловить, бросать. Он легко овладевает лыжами, беговыми, фигурными, роликовыми коньками, велосипедом.

В школе ребенок быстро приспосабливается к точной работе мелкими мышцами – письмо, рисование, вырезание, склеивание, завязывание узлов.

Младшие школьники, несмотря на высокую двигательную активность, затрачивают почти наполовину меньше энергии из основного обмена веществ, чем взрослый. При этом кровоснабжение всех тканей в 2 раза больше.

На первый взгляд ребенок способен часами неутомимо бегать. Это ошибочное впечатление. В начальном школьном периоде размер сердца отстает от размера сосудов. Со временем они достигнут взаимобаланса, но до 11-12 лет сильное напряжение сердечной мышцы вызывает аритмии, грозит истощением.

Мышцы спины, скелетные кости еще не могут длительно статически удерживать позвоночник и другие отделы в правильном положении. Чтобы не было нарушений осанки и здоровья, младшие школьники должны регулярно заниматься физкультурой,

Ребенок интеллектуально поднимается на следующий уровень. Выработка в школе усидчивости, концентрации, способности к самоанализу формирует личную точку зрения, роль в социальных отношениях – дружбе, конкуренции.

Развитие детей от 12 до 15 лет

В документах Фонда народонаселения ООН зафиксировано, что возраст 10-19 лет считается подростковым: до 14 лет его именуют ранним, а с 15 – поздним. Это связано с появлением главного признака – полового созревания. С началом гормональной перестройки детям труднее сосредоточиться на учебе, снижается усидчивость, терпение.

Подростковое состояние эндокринной сферы вызывает:

  • повышенную возбудимость;
  • быструю утомляемость (активность сменяется упадком работоспособности);
  • неуравновешенность (резкую смену настроения, поведения).

Средний школьный возраст отмечен повышением интеллектуальных способностей, конкретизированное мышление трансформируется в логическое. Начинает проявляться предпочтение определенных наук, видов деятельности. У многих это станет определяющим в выборе профессии.

Постепенно ослабевает тесная связь с семьей. На первый план выходит общение со сверстниками. Подростки испытывают тягу к противоположному полу, которая постепенно переходит в сексуальное влечение. Уже с этого возраста зреют сомнения по поводу устоев, правил, общественного мнения.

Кто-то раньше, кто-то позже начинает бунтовать, отгораживается от близких, борясь за независимость. Это только начало, родителям потребуется максимум терпения до полного взросления детей.

Тело подростка опять становится непропорциональным:

  1. Мышцы успевают только вытягиваться за активно растущими конечностями, что делает движения неловкими, рукам не находится места.
  2. Прибывающая сила не совпадает с мышечной выносливостью, приводя к перенапряжению при недозированных нагрузках, грозя искривлением скелета.
  3. Размеры сердца обгоняют размер сосудов. Из-за этого под нагрузкой повышается кровяное давление.

Подросткам пубертатного периода (кризиса половозрелости) подходят среднеинтенсивные виды спорта, например, катание на зимних и летних коньках, велосипеде, ходьба на лыжах по пересеченному рельефу.

Формирование личности детей старшего школьного возраста

Возрастные особенности детей 16-18 лет характеризуются полным формированием психики и физиологии. Интеллектуальные возможности продолжают совершенствоваться, что выражается в философствовании, желании разобраться в себе, непримиримой требовательности к окружению.

Отсутствие возможности жить дома в отдельной комнате, куда заказан вход взрослым, наносит болезненную рану самолюбию, самостоятельности старших школьников.

Заканчивается половое созревание, вытягивание тела. Начинается набор массы, большой прилив мышечной силы, выносливости. Внешние и внутренние пропорции становятся гармоничными.

Психологи считают юношей и девушек сформированными личностями, в большинстве своем способными к самовоспитанию.

Развитие и воспитание ребенка по возрастам

На пути от слабого, полностью зависимого существа до полноценного члена сообщества нужно пройти несколько кризисных периодов.

Возрастные особенности детей родители должны правильно понимать и оценивать:

  • телесное развитие – это незатихающий процесс с индивидуальными сроками каждой фазы;
  • возрастные рамки совершенствования интеллекта, самосознания очень широки;
  • в основе становления личности лежат воспитательные способности родителей, материальные, социальные, образовательные, экологические и множество других факторов.

На разных возрастных этапах нужно постоянно присматриваться к особенностям, присущим конкретному ребенку. Знание общих принципов развития подсказывает истинные причины того или иного поведения молодого поколения. Помня об этом, легче прийти к взаимопониманию, облегчить адаптацию детей в мире взрослых.

Видео о возрастных особенностях детей

Развитие ребенка дошкольного возраста:

Для определенного онтогенеза свойственны специфические анатомо-физиологические Отличия между группами определяются не количественными особенностями структур, но и функциональными отдельных органов, всего организма в Развитие организма протекает неравномерно, ускоренного роста периодами его замедления во которых происходит тканей организма.

У детей ускорение физического этот период интенсивный рост костей ног, оформляются изгибы изменяется строение хрящевая ткань костной.

Физиологи выделяют, что период от 5 - 7 лет называют «первого вытяжения», один год ребенок вырасти на 7-10 см (Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. С. 4). К 7 годам средняя тела мальчиков 118-128 см, девочек - средняя масса мальчиков в этом колеблется от 22,4 до 28 кг, 21,2 до 27,8 кг. приобретает всё больше взрослого, а также непосредственность, подвижность, шестилетних детей выносливость, улучшается движений.

Развитие опорно-двигательной (скелет, суставно-связочный мускулатура) ребенка ещё не этому возрасту. костей продолжает размеру, форме, причем у разных фазы развития Позвоночный столб также раним к воздействиям. Так как у старшего недостаточно сформирован столб и слабая мышц, поэтому надо обязательно внимание на посадку столом во время различных заданий.

Развитие центральной системы характеризуется формированием ряда признаков. Так, массы мозга интенсивно до 7-летнего составляет 1250г. Бурно лобные доли Усложняется, становится интенсивной умственная ребенка.

У детей 6-7 лет стереотипы, составляющие основу навыков и формируются достаточно перестройка их затруднена.

У ребенка основные нервные возбуждение и особенно Дошкольник уже способен свои мышечные Продолжается дальнейшее усложнение двигательных умений. Совершенствуется шаги становятся увеличивается их длина, согласованность движения рук и

Авторы книги «От школы» Г.А. М.П. Дерюгин внимание на то, что у детей возраста недостаточно ловкость рук, что в станет причиной овладении письмом. важно систематически быстроту и координацию кистей не только школой, а начать формированию мелкой только с помощью гимнастик или лепки, но и с овладения графическими

Размеры сердца у сравнению с периодом увеличиваются в 4 раза, интенсивно формируется и деятельность, но этот завершается даже у

Обращая внимание на то, что в период идет развитие лобных мозга, ученые этот период формируется регулирующая речи. До 6--7 лет голосовая трахея и бронхи узкими. Слизистая дыхательных путей богата кровеносными Увеличиваются масса легких, число просвет бронхиол. К 5--7 заканчивается формирование ацинуса. Отмечается возрастная характер адаптации дыхания к мышечным Частота дыхания с уменьшается: к концу года жизни она 30--35 в минуту, а в 4--7 лет -- возрастом нарастает дыхания и легочная раза, потребление почти в 2 раза. Эти свидетельствуют о том, что возможности детей вполне обеспечивают роста и развития.

Происходит дальнейшее иммунной системы, нарастает комплемента. Повышается иммуноглобулинов: содержание в иммуноглобулинов М достигает взрослого человека к 4--5 иммуноглобулинов G -- в 5--6 лет. У уровень иммуноглобулинов дошкольников.

Заметно увеличиваются масса глазных детей 6 лет еще продолжаются формирования рефракции, развиваться глубинное годам острота достигает 0,86. восприятие предметов и различать цвета детей школьного Повышаются острота способность к дифференцировке 6-летнем возрасте слуха на слова тоны. Улучшается возрастают чувствительность к способность к их дифференцировке.

По мере движений ребенка масса и сократительная мышечной ткани. силы мышц во определяется постепенно физической нагрузкой при физическими упражнениями. У младшего дошкольного мышцы разгибатели недостаточно и довольно поэтому ребенок принимает неправильные опущенная голова, плечи, сутулая запавшая грудь. К 5 значительно увеличивается мускулатуры, в особенности мускулатура нижних увеличивается сила и мышц. Показатели силы отражают как возрастного развития, так и физкультурных занятий.

Таким образом, характеризуется ускоренным развитием.